главная 


      блюзовая гитара 

     блюзовый датчик 

      блюзовый букварь

      гитаристы

      система боксов

      полезные ссылки

      гостевая книга

      автор


Блюзовый букварь. Основы блюза


Научиться играть блюз — всё равно, что выучить иностранный язык. Вы можете прочесть все книги по грамматике, но не сможете произнести ни слова, пока не потратите достаточно времени на разговорную практику. Самые главные вещи, которые делают блюз тем, что он есть — это чувство, это личность, а их труднее всего передать на бумаге. Так что, вам, как всем великим блюзменам до вас, придётся потратить некоторое время на слушание музыки, на «джемы» и на самостоятельные занятия; это естественный, идеальный способ изучить язык блюза. Всю оставшуюся жизнь вы будете работать над тем, что хотите сказать с его помощью. Найти свой собственный голос — вот для чего всё это делается.

Блюзовый ритм

Любой блюзовый букварь должен начинаться рассказом о ритме. Ритмической основой блюза был и остаётся шаффл. Во-первых, давайте убедимся, что вы точно понимаете, что за ощущение создаёт шаффл. Шаффл — это ритмическая фигура, основанная на восьми триолях (три ноты на долю такта). На рисунке показано, как выглядят триоли в нотной записи.

Вид триолей в нотной записи

Чтобы получить ощущение шаффла, отстукивайте ногой ритм в среднем темпе и играйте триолями А-мажорный аккорд с баррэ. Используйте только удар вниз и убедитесь, что вы играете ровно. Теперь пропустите среднюю ноту в каждой триоли. Создавшееся ощущение и есть шаффл; он записывается так, как показано на рисунке.

Шаффл в нотной записи

Поскольку этот ритм трудно занотировать, то обычно его записывают восьмыми нотами с соответствующими обозначениями в начале песни. Обычно пишут слово «shuffle» вместе со следующим символом:

Шаффл в нотной записи

Чтобы играть шаффл правильно необходимо знать несколько вещей:

  • используйте только удар вниз;
  • акцентируйте каждую сильную долю (когда ваша нога делает удар);
  • слегка глушите струны запястьем правой руки;
  • левой рукой играйте «баунс», (увеличивая давление на струны на сильной доле, ослабляя на слабой). Это создаёт правильное ощущение, позволяя нотам звучать ритмично;
  • самое главное: послушайте некоторые записи Джимми Рида, чтобы впитать в себя это ритмическое чувство.

Для ритм-гитариста, в целях поддержания интереса слушателей, очень важно использовать «динамику» (контраст громкостей). Наиболее отчётливо разница в динамике ощущается между вокалом и соло, последнее бывает обычно громче и интенсивнее.

в начало страницы

Блюзовое соло

Когда мы слышим выдающихся блюзовых солистов, мы обычно описываем их игру, использую вокальные термины, такие как: поёт, плачет, вопит и т. д. Всегда держите это в голове, когда вы играете. Любые разговоры о ладах и приёмах подразумевают лишь служение этой конечной цели. Блюзовые соло можно разделить на три группы в зависимости от подхода:

  • основанные на гаммах;
  • основанные на аккордах;
  • и наиболее распространённые, комбинации первых двух.

в начало страницы

Блюзовая гамма

Это минорная пентатоника с одной добавленной нотой — пониженной 5-ой ступенью. На рисунке показаны две наиболее распространённые позиции для блюзовой гаммы в тональности А.

Блюзовая гамма в 5-й (бокс Б1) и 8-й(Б3) позиции

Хотя эту гамму можно играть по всему грифу, но удивительное количество классических блюзовых соло может быть исполнено именно в этих двух позициях. И, поскольку все ноты сочетаются с аккордами 12-тактовой блюзовой прогрессии, практически невозможно сыграть фальшивую ноту. Каждый блюзовый музыкант использует эту гамму в большей или меньшей степени.

в начало страницы

Фразировка

Гитара более вокально-звучащий инструмент, чем, скажем, фортепиано. Такие приёмы как бенд, вибрато и скольжение позволяют вам многое сказать с помощью нескольких нот. Давайте отдельно рассмотрим каждый из этих приёмов:

Бенд

Основное правило бенда таково: бенд делают к аккордовому звуку. Он может быть случайным украшением, а может быть и основой вашего стиляю. Бенд — очень личная вещь. Используйте как можно больше пальцев, чтобы подтянуть одну ноту. Это сэкономит ваши силы, а также улучшит интонацию.

Вибрато

C его помощью качают ноту. Это один из наиболее сложных и экспрессивных приёмов. Обладая хорошим вибрато, вы можете, играя мало нот, произвести сильное впечатление. Чтобы развить хорошее вибрато, вам придётся регулярно трудиться на протяжении длительного времени. Вот некоторые советы:

  • слушая музыкантов с хорошим вибрато, постарайтесь, чтобы это звучание зафиксировалось у вас в ушах;
  • используйте тот же приём усиления пальца, что и в бенде при этом источником движения должна быть кисть, а не пальцы.

Следуйте этим упражнениям и указаниям, они вам помогут сдвинуться с места:

  • установите ваш метроном на темпе 60 ударов в минуту. Возьмите ноту А на Х ладу 2-й струны, подтяните её (в направлении потолка) на полтона или меньше, затем отпустите. Продолжая держать ноту, подтягивайте и опускайте струну в такт с метрономом. Когда вы освоите это, немного опустите ползунок метронома, и продолжайте подтягивать и опускать струну один раз на удар. С увеличением темпа становится труднее поддерживать ровное движение. Работайте в этом темпе, пока не выравняетесь, а затем опять немного увеличьте скорость. Это должно звучать и ощущаться как настоящее вибрато, ключ к которому — согласованность тона и ритма.
  • возьмите ноту G на VIII ладу 2-й струны и подтяните её на тон А. Затем опустите струну на полтона или меньше, и подтяните вновь. Повторите это движение несколько раз, точно и ритмично. Играйте это упражнение под метроном, следуя указаниям предыдущего упражнения.
  • прежде всего, не сдавайтесь — это хуже всего! У меня ушло семь лет на отработку вибрато, с которым можно жить.

Скольжение

До того как появились тонкие гитарные струны, скольжение от ноты до ноты было способом заставить фразу звучать вкрадчиво (слайд-гитара явилась квинэссенцией этого приёма). Некоторые музыканты, подобно Хендриксу, редко играли просто ноту. Почти всегда её подтягивали или въезжали в ноту снизу или сверху. Доведённый до крайней степени, этот метод является хорошим средством от «позиционизма» — ощущения того, что вы всё время играете одни и те же фразы в одних и тех же позициях.

Хорошим упражнением на скольжение будет 12-тактовое соло в тональности А, сыгранное на одной 2-ой струне. Вам придётся использовать бенд и скольжение, чтобы оказаться в определённом месте, а результатом будет то, что вы будете тщательно выбирать ноты и начнёте играть больше по слуху, чем по фишкам. Так случилось, что целое соло Клэптона «I'm So Glad» (с пластинки «Fresh Cream») можно сыграть на одной 3-й струне. Попробуйте!

в начало страницы

Тернераунд

Блюз можно играть с разным чувством, но одна вещь остаётся практически неизменной во всех блюзовых гармониях — последние 2 такта блюзовой последовательности. Тернераунд требует особого внимания, потому что солист должен эффектно закончить соло и подготовиться к следующему квадрату. Решить эту проблему можно, запомнив несколько тернераундовых фраз, что позволит вам при необходимости извлечь их из своего запасника.

в начало страницы


copyright © 2005 blues-impulse
Hosted by uCoz